Имадутдин Магомедович Гаджиев родился в 1877 году в небольшом селении Мегеб в Дагестане в семье Магомеда и Зухры. Позже родились еще дочь Шахун и сын Муртазали.
Имадутдин получил первоначальное образование в сельской средней мусульманской школе (мектеб), затем учился в знаменитом религиозно-просветительском и учебном заведении второй ступени (медресе) в селении Согратль.
Имадутдин был заметным парнем на селе, любознательным, сильным, ловким, увлекался борьбой, метанием камня, скачками. Рассказывают, что ему не было равных в лезгинке. Он освоил ремесла каменщика, шапочника. Кроме родных мегебского (даргинского) и аварского языков, он в совершенстве владел лакским, кумыкским, арабским, русским, писал стихи.
В начале ХХ века Имадутдин женился на Хурбиче из селения Хурукра. В 1907 году у них родился первенец, нареченный Магометом, а потом еще четверо детей: Патимат, Абакар, Хадижат, Булач.
Хурбиче (годы жизни примерно 1880-1922) - единственная в Дагестане женщина-горянка, удостоенная по представлению губернатора Дагестанской области генерала С.В. Вольского за особые заслуги перед обществом орденом св. Станислава 3-й степени. Орденом она была награждена за вклад в борьбу с эпидемией тифа и спасение жителей области.
Но в 1922 году она скончалась. Имадутдин женился во второй раз, и у него родились еще сыновья – Курбан и Альберт.
В 1913 году Имадутдин с семьей и его только что женившийся брат Муртазали переехали из Мегеба в Темир-Хан-Шуру, где они построили замечательный и крепкий дом, который стоит до сих пор и на котором установлены две мемориальные доски, посвященные герою-подводнику Магомету Гаджиеву и знаменитому художнику Халилбеку Мусаясулу, жившему вместе с семьей Гаджиевых до своей эмиграции в 1921 году.
Свертывание в стране в конце 1920-х годов новой экономической политики сказалось на семьях Имадутдина и Муртазали. Осенью 1929 года сад со всем имуществом был изъят исполкомом Буйнакского горсовета, а в 1930 году Имадутдина лишили избирательных прав.
5 мая 1938 года Имадутдин был арестован сотрудниками Буйнакского райотдела НКВД. К тому моменту он работал бригадиром шапочной артели. Ему было предъявлено обвинение по печально известной статье 58-6 – «шпионаж с целью передачи сведений, являющихся государственной тайной, иностранным и контрреволюционным государствам».
Два года Имадутдин Магомедович находился в застенках НКВД, ожидая своей участи. Особым совещанием при НКВД СССР от 14 мая 1940 года он, «крупный садовладелец и домовладелец, беспартийный, за шпионаж», как записано в протоколе, был приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Последовала высылка в Ивдельлагерь в Свердловской области.
Через три года, 28 августа 1943 года, Особым совещанием при НКВД СССР постановление Особого совещания от 14 мая 1940 года в отношении Гаджиева Имадутдина было отменено и дело было прекращено. Но сил у Имадутдина подняться с нар и вернуться в родной Дагестан уже не было – болезнь, тяжелый лагерный быт и северный климат сильно подорвали его здоровье. Он умер 24 декабря 1943 года в Ивдельлагере, спустя четыре месяца после реабилитации. Ему было 66 лет.
Имадутдин Магомедович Гаджиев воспитал достойных детей, ставших гордостью Дагестана:
старший сын Магомет Гаджиев (1907-1942) - Герой Советского Союза, капитан 2-го ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, легендарный подводник,
Абакар Гаджиев (1909-1985) – один из зачинателей физкультурного движения и спорта, основатель альпинизма в Дагестане, заслуженный агроном ДАССР,
Булач Гаджиев (1919-2007) – «Народный учитель СССР», известный учитель-историк и краевед,
Курбан Гаджиев (1925-2003) – «Заслуженный машиностроитель РСФСР», первый мастер спорта по альпинизму в Дагестане,
Альберт Гаджиев (1936-2010) - контр-адмирал, подводник,
Хадижат Гаджиева – «Заслуженная артистка ДАССР», одна из первых профессиональных актрис в республике.
Текст об Имадутдине Магомедовиче Гаджиеве специально для «Последнего адреса» написал его родственник Саид Гаджиев.
Церемония установки таблички последнего адреса: фото